Решение Арбитражного суда по ПК от 08.08.2012 по делу №А51-13421/2012


Судебное решение в долевом строительствеСуд признал незаконными решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка.

Решение от 08 августа 2012 года по делу № А51-13421/2012

г. Владивосток                                                                     

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03.08.2012, полный текст решения изготовлен 08.08.2012 в соответствии со статьей 176 АПК РФ.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Г.Н. Палагеша при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Л. Шамловой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Ремстройцентр» (ИНН 2536131136, ОГРН 1032501284100, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.02.2003)

к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю (ИНН 2538062431, ОГРН 1027700485757)

об оспаривании решений об отказе в кадастровом учете земельных участков при участии

от заявителя – Елсукова Г.И. адвокат, доверенность № 122 от 25.06.2012; Коробко Г.И. заместитель генерального директора, доверенность от 11.01.2012 сроком действия до 31.12.2012;

от ответчика – Галицкая В.В. ведущий юрисконсульт доверенность от 10.02.2012 сроком действия до 26.01.2013, Дмитриенко И.В. – заместитель директора филиала, доверенность от 10.02.2012 сроком действия до 26.01.2013

Установил:

открытое акционерное общество «Ремстройцентр» (далее – ОАО «Ремстройцентр», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю (далее – кадастровая палата), выразившегося в непринятии решений по заявлениям ОАО «Ремстройцентр» от 07.06.2012 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменениями вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:05 00 46:0020 и земельного участка с кадастровым номером 25:28:05 00 46:0021 и обязании филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:05 00 46:0020 и земельного участка с кадастровым номером 25:28:05 00 46:0021 и выдать кадастровые паспорта данных участков в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании 30.07.2012 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 03.08.2012, после завершения которого, рассмотрение дела было продолжено.

Представитель ОАО «Ремстройцентр» заявил ходатайство об уточнении предмета спора, просит признать незаконными решения кадастровой палаты от 04.07.2012 №№ Ф01/12-30893 и Ф01/12-30908 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, принятые на основании заявлений ОАО «Ремстройцентр» от 07.06.2012 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменениями вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:05 00 46:20 и земельного участка с кадастровым номером 25:28:05 00 46:21 и обязать кадастровую палату осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:05 00 46:20 и земельного участка с кадастровым номером 25:28:05 00 46:21 и выдать кадастровые паспорта земельных участков в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 49 АПК РФ, ходатайство судом удовлетворяется.

ОАО «Ремстройцентр» заявленные требования поддержало, в обоснование пояснило, что в соответствии с частью 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ общество правомочно осуществить кадастровый учет изменений арендуемых земельных участков и является надлежащим лицом для обращения с заявлениями о кадастровом учете. Пояснил, что представитель заявителя Троицкий А.С., действовал на основании доверенностей, выданных в порядке пункта 5 статьи 185 Гражданского кодекса РФ.

Заявитель обратился в орган кадастрового учета с заявлением об изменении разрешенного использования земельных участков исключительно в целях приведения в соответствие с правилами землепользования и застройки для дальнейшего получения градостроительного плана земельного участка.

Заявитель полагает, что не представление необходимых для кадастрового учета документов является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета в силу пункта 4 части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ, а не для отказа в осуществлении кадастрового учета объект недвижимости.

Заявитель пояснил, что земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:05 00 46:20 и 25:28:05 00 46:0020, а также 25:28:05 00 46:21 и 25:28:05 00 46:0021 являются идентичными.

Ответчик в ходе судебного разбирательства с требованиями заявителя не согласился, пояснил, что с заявлениями об учете изменений земельных участков обратилось ненадлежащее лицо, не была представлена нотариально заверенная доверенность, подтверждающая полномочия представителя. Указал, что изменение вида разрешенного использования земельных участков влечет изменение характеристик земельных участков, выступающих предметом договора аренды. Полагает, что для учета изменений земельных участков в части разрешенного использования по обращению арендатора таких земельных участков по договору, заключенному на срок свыше 5 лет, необходимо дополнительное разрешение и согласование на изменение вида разрешенного использования уполномоченных органов.

Таким образом, кадастровая палата полагает, что оспариваемые решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости являются законным.

Суд, изучив материалы дела, установил, что 16.03.2012 между ООО «Линкей» (продавец) и ОАО «Ремстройцентр» (покупатель) заключен договор купли-продажи, уступки права аренды, согласно которому продавец продал покупателю объект незавершенного строительства (жилое здание), площадь застройки 230,3 кв.м, степень готовности 2,3%, лит. А, по адресу: г. Владивосток, пр. 100-летия Владивостока, 84а; уступил покупателю право аренды на земельный участок площадью 2513,0 кв.м для использования в целях строительства и дальнейшей эксплуатации жилого дома со спортивными сооружениями, кадастровый номер 25:28:05 00 46:0020, категория: земли населенных пунктов, 71 м на восток от жилого дома по адресу: г. Владивосток, пр. 100-летия Владивостока, 84а, срок аренды по 15.07.2029; а также уступил покупателю право аренды на земельный участок площадью 4938,0 кв.м для использования в целях благоустройства территории, кадастровый номер 25:28:05 00 46:0021, категория: земли населенных пунктов, 14 м на восток от жилого дома по адресу: г. Владивосток, пр. 100-летия Владивостока, 84а, срок аренды по 15.07.2029.

Право собственности и уступки права аренды зарегистрированы 28.03.2012, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 25-25-01/058/2012-349, выдано свидетельство о государственной регистрации права 25-АБ 755384.

01.06.2012 кадастровая палата приняла Решение № 001/12-25982 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, образованного путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:05 00 46:0020 и 25:28:05 00 46:0021 в связи с отсутствием письменного согласия залогодержателя, разрешения и согласования на изменение вида разрешенного использования уполномоченных органов.

Письмом от 05.06.2012 № 29/02/02-13/11630 Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства согласовал заявителю приведение в соответствие разрешенное использование земельных участков площадью 2513 кв.м с кадастровым номером 25:28:05 00 46:0020 и площадью 4938,0 кв.м с кадастровым номером 25:28:05 00 46:0021 с видом разрешенного использования, указанным в градостроительном регламенте, установленном для зоны застройки многоэтажными жилыми домами, в составе основных видов разрешенного использования земельного участка: «многоквартирные жилые дома», а также дал согласие на объединение земельных участков при наличии соответствующего единого разрешенного использования.

Письмом, исх. № 142 от 06.06.2012 ООО «Линкей» дало согласие заявителю на образование земельного участка путем объединения земельных участков площадью 2513 кв.м с кадастровым номером 25:28:05 00 46:0020 и площадью 4938,0 кв.м с кадастровым номером 25:28:05 00 46:0021.

07.06.2012 ОАО «Ремстройцентр» обратилось в кадастровую палату с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:05 00 46:0020 и земельного участка с кадастровым номером 25:28:05 00 46:0021.

Решениями от 04.07.2012 № Ф01/12-30893 и № Ф01/12-30908 кадастровая палата отказала в учете изменений объектов недвижимости, сославшись на то, что с заявлениями об учете изменений земельных участков обратилось ненадлежащее лицо, а также не представлено разРешение и согласование на изменение вида разрешенного использования уполномоченных органов.

Не согласившись с решениями кадастровой палаты, посчитав, что решения не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество оспорило их в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Закон № 221-ФЗ), с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

Таким образом, ОАО «Ремстройцентр» являясь арендатором правомочно обратилось в орган кадастрового учета с заявлениями об учете изменений земельного участка.

В силу части 2 статьи 20 Закона № 221-ФЗ, заявление должно быть удостоверено подписью заявителя или подписью его представителя. При этом подлинность такой подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично. В этих случаях должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя (если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются данным заявителем), или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя (если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются данным представителем).

На основании пункта 1 статьи 185 Гражданского кодекса РФ, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации (пункт 5 статьи 185 Гражданского кодекса РФ).

Из материалов дела следует, что во исполнение статьи 22 Закона № 221-ФЗ вместе с заявлениями о кадастровом учете изменений земельных участков заявителем представлены документы, подтверждающие соответствующие полномочия представителя заявителя. Доверенность от имени заявителя — юридического лица выдана за подписью его руководителя с приложением печати этой организации, что соответствует пункту 5 статьи 185 Гражданского кодекса РФ.

Учитывая, что заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка были представлены в кадастровую палату лично представителем заявителя Троицким А.С, что следует из содержания заявления, а также отметкой о получении 07.06.2012 А.С. Троицким расписки, суд приходит к выводу о необоснованности ссылки кадастровой палаты в оспариваемых решениях на отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя заявителя, а именно нотариально заверенной доверенности.

Более того, на момент вынесения оспариваемых решений представитель общества Троицкий А.С. располагал нотариально заверенной доверенностью № 25АА0753220 от 21.06.2012 на право представления интересов заявителя, в том числе подписывать и подавать заявления об учете изменений объекта недвижимости, которая была направлена ОАО «Ремстройцентр» в адрес кадастровой палаты, о чем в материалах дела имеется соответствующее доказательство.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (часть 9 указанной статьи).

Частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что применительно к каждой территориальной зоне, устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В силу пункта 1 статьи 5 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее – Правила землепользования и застройки), использование и застройка земельных участков на территории Владивостокского городского округа, на которые распространяется действие градостроительных регламентов, могут осуществляться правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства с соблюдением их разрешенного использования, установленного настоящими Правилами.

Для каждого земельного участка и объекта капитального строительства разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам, установленным настоящими Правилами.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

На основании пункта 1 статьи 6 Правил землепользования и застройки, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

Согласно материалов дела, земельные участки площадью 2513 кв.м с кадастровым номером 25:28:050046:20 и площадью 4938,0 кв.м с кадастровым номером 25:28:050046:21 предоставлены для строительства и дальнейшей эксплуатации жилого дома со спортивными сооружениями и благоустройства территории. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.03.2012 серия 25-АБ номер 755384 ОАО «Ремстройцентр» принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства (жилое здание), степенью готовности 2,3% (лит. А), расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, просп. 100-летия Владивостока, 84а.

Место размещения жилого дома со спортивными сооружениями выбиралось на земельном участке общей площадью 7451 кв.м в районе проспекта 100-летия Владивостока, 84 в составе акта выбора площадки под строительство № 39/2003 от 11.02.2003.

В связи с этим, приведение в соответствие разрешенного использования земельных участков с видом разрешенного использования, указанным в градостроительном регламенте, установленном для зоны застройки многоэтажными жилыми домами, в составе основных видов разрешенного использования земельного участка: «многоквартирные жилые дома» не противоречит Правилам землепользования и застройки.
В то же время для изменения вида разрешенного использования земельного участка, выбранного в соответствии с градостроительным регламентом, вместе с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости заявителем представлены декларации о выбранном виде разрешенного использования земельного участка в соответствии с пунктом 58 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, а также письмо Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 05.06.2012 № 29/02/02-13/11630, которым департамент, в лице руководителя департамента, согласовал приведение в соответствие разрешенное использование земельных участков с видом разрешенного использования, указанном в градостроительном регламенте, установленном для зоны застройки многоэтажными жилыми домами в составе основных видов разрешенного использования земельного участка: «многоквартирные жилые дома».

Довод кадастровой палаты на то, что для осуществления государственного кадастрового учета изменений разрешенного использования земельного участка необходимо предоставление распорядительного документа органа, уполномоченного на распоряжение данными земельными участками, суд отклоняет как нормативно не обоснованный.

Ссылка кадастровой палаты в обоснование данного довода на письмо Минэкономразвития РФ от 03.05.2012 № Д23и-1305, адресованного администрации Уссурийского городского округа Приморского края, судом не принимается, поскольку в письме разъясняется порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка, установленного правилами землепользования и застройки.

Частью 4 статьи 21 Закона № 221-ФЗ, орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

На основании изложенного, суд признает необоснованным указание кадастровой палаты на отсутствие ОАО «Ремстройцентр» распорядительного документа органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона № 221-ФЗ, орган кадастрового учета принимает Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее — Решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

Исходя из нормы пункта 4 части 2 статьи 26 Закона № 221-ФЗ, осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона № 221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учета принимает Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Таким образом, не представление необходимых для кадастрового учета документов является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета в силу пункта 4 части 2 статьи 26 Закона № 221-ФЗ, а не отказа в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости. Данное обстоятельство также не оспаривается представителем ответчика.

На основании изложенного, принятие кадастровой палатой решений об отказе в учете изменений объектов недвижимости противоречит указанным нормам Закона № 221-ФЗ.

Частью 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, решения кадастровой палаты по отказу в учете изменений объекта недвижимости являются незаконными.

В целях восстановления нарушенных прав заявителя, суд в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязывает кадастровую палату осуществить кадастровый учет изменений спорных земельных участков.

Расходы по уплате госпошлины в размере 2000 рублей соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ суд относит на ответчика.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Признать незаконными решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю от 04 июля 2012 №ФО1/12-30893 и №ФО1/12-30908 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, принятые на основании заявлений ОАО «Ремстройцентр» от 07.06.2012 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:050046:21 и земельного участка с кадастровым номером 25:28:050046:20 как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:050046:21 и земельного участка с кадастровым номером 25:28:050046:20 и выдать кадастровые паспорта данных земельных участков в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Взыскать с филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Приморская, 2, в пользу ОАО «Ремстройцентр» судебные расходы по оплате государственной пошлины 2000 (две тысячи) рублей.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Палагеша Г.Н

Источник: kad.arbitr.ru

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии